Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/434"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Иерусалима из среды его духом суда и духом огня" (Ис.
IV, 4).
Может быть, впрочем, под омытием от скверны и
своего рода очищением следовало бы разуметь то, что
когда осуждение на казнь отделит от них злых, отделение
и осуждение последних будет для них очищением, потому
что потом они будут жить уже не смешиваясь со злыми.
Но когда он говорит: "И очистит сынов Левия и перепла­
вит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жерт­
ву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу
жертва Иуды и Иерусалима", он показывает, несомненно,
что те самые, которые будут подвергнуты очищению, будут
потом угождать Богу жертвами правды, а через это и сами
очистятся от своей неправды, которая делала их неугод­
ными Господу. Жертвами же в правде, полной и совер­
шенной, будут они сами, когда очистятся. Ибо что, кроме
себя самих, принесут они более угодного Богу? Впрочем,
чтобы этот вопрос об очистительных наказаниях рас­
смотреть внимательнее, его следует отложить до другого
времени. Под сынами же Левия, Иуды, Иерусалима мы
должны разуметь саму церковь Божию, составившуюся не
только из евреев, но и из других народов, и не такую,
какова она в настоящее время, когда "если говорим, что
не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет
в нас" (I Иоан. I, 8), а такую, какой она будет тогда,
очищенная последним судом, как пшеница провеянная;
когда очищены будут огнем и те, для кого такое очищение
необходимо, так что не останется решительно никого, кто
приносил бы жертвы за свои грехи. Ибо все, приносящие
таким образом жертвы, несомненно пребывают во грехах,
за отпущение которых и приносят, чтобы получить это
отпущение, когда принесут и принесенное будет принято
Богом.
Глава XXVI
Желая же показать, что Его град не будет в то время
в подобном положении, Бог сказал, что сыны Левиины
принесут жертвы в правде, — не во грехе, следовательно,
432