Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/432"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
но не подразумевать "свыше", — имеет, очевидно, сог­
ласно с правою верой, такой смысл: небо представляют
собою те, которые вместе с Ним будут судить, а землю
те, которые будут подлежать суду; так что выражение
"призовет небо свыше" значит не "восхитит на воздух",
но "посадит в судейские седалища". Можно ^понимать это
и так: созовет в высших небесных пространствах ангелов,
чтобы сойти с ними для производства суда; призовет и
"землю", т. е. людей на земле, для того, конечно, чтобы
судить их. Если же к словам "и землю" относить то и
другое, т. е . и "призовет", и "свыше", чтобы выходило,
что Он призовет и небо свыше, и землю свыше, то, по
моему мнению, лучше всего будет разуметь в этом случае
людей, которые будут восхищены на сретение Христу на
воздухе, но название неба относить к душам, а земли —
к телам.
Затем, выражение "судить народ Свой", что иное зна­
чит, как не отделить добрых от злых, как бы агнцев от
козлищ? Потом речь обращается к ангелам: "Соберите ко
Мне святых Моих".
Исполнение такого дела, конечно,
относится к обязанности ангелов. На случай же вопроса,
каких праведных соберут Ему ангелы, продолжает: "Всту­
пивших в завет со Мною при жертве". Вся жизнь правед­
ных в том и состоит, чтобы совершать завет Божий над
жертвами (super sacrificia). Тот ли это имеет смысл, что
дела милосердия должны быть поставлены "над жертва­
ми", т. е . выше жертв, соответственно изречению Божию:
"Милости хочу, а не жертвы" (Ос. VI, 6), или выражение
это значит "в жертвах", подобно тому, как говорится, что
что-нибудь делается над землею, когда оно совершается в
земле; во всяком случае, дела милосердия суть именно те
жертвы, которыми умилостивляется Бог, как рассуждал я,
помнится, об этом в десятой книге настоящего сочинения.
Этими делами праведные совершают завет Божий, потому
что делают их ради обетовании, содержащихся в Новом
Его завете. Почему, когда праведные Его собраны будут
к Нему и поставлены по правую Его руку, Христос на
последнем суде скажет им: "Приидите, благословенные
Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от
430