Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ляется целое для обозначения части в упомянутом апос­
тольском послании, когда говорится, что от потопа погиб
мир, между тем как погибла одна низшая его часть со
своими небесами. Но, как я сказал, они не решатся на
это, чтобы не выразить одобрения мысли апостола Петра
или чтобы не высказать согласия с мыслью о последнем
истреблении мира огнем в таких же размерах, в каких
мы считаем его истребленным потопом; они утверждают,
что ни от каких вод, ни от какого пламени весь род
человеческий погибнуть не может. Поэтому им остается
сказать, что боги их хвалили еврейскую мудрость потому,
что приведенного псалма не читали.
Еще в сорок девятом псалме написано о последнем
Божием суде: "Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред
Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. Он
призывает свыше небо и землю судить народ Свой: "Со­
берите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною
при жертве" (Пс. XL1X, 3 — 5). Мы разумеем это о
Господе нашем Иисусе Христе, Которого ожидаем, что
Он придет с неба для суда над живыми и мертвыми. Ибо
Он придет, чтобы праведно судить праведных и неправед­
ных. Тот, Кто прежде приходил тайно, чтобы подвергнуть­
ся неправедному осуждению со стороны неправедных. Это
Он, говорю, "грядет не в безмолвии", т. е . открыто и с
голосом судьи явится Он, Который в Свое прежнее сок­
ровенное пришествие молчал пред судьею, будучи веден
на заклание, как овца, и будучи, как агнец пред стригу­
щими, безгласен, как читается это в пророчестве в Еван­
гелии (Мф. XXVI, 63). Относительно же огня и бури, т.е.
как понимать это, мы уже сказали, когда рассматривали
подобное же выражение в пророчестве Исайи. Что же ка­
сается выражения: "Призывает свыше небо", то, поелику
небом справедливо называются святые и праведные, оно,
очевидно, относится к тому, что говорит апостол: "Мы...
восхищены будем на облаках в сретение Господу на воз­
духе" (I Фес. IV, 17). Ибо каким образом, если держаться
буквы, призовется небо свыше, когда оно и может быть
только свыше? Прибавление же "и землю",

если
подразумевать только "призовет", т. е. "призовет землю",
429