Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/430"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
"Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда
небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, раз­
рушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все
это разрушится, то какими должно быть в святой жизни
и благочестии вам?" (II Пет. III, 10, 11) —под имеющими
погибнуть небесами можно разуметь те, которые он назвал
сберегаемыми для огня; а под сжигаемыми стихиями —
те, которые находятся в этой самой низшей, бурной и
мятущейся части мира, в которой, по словам его, содер­
жатся и эти самые небеса, между тем как те высшие, на
тверди которых установлены звезды, останутся целыми и
неприкосновенными. Ибо и выражение Писания, что "звез­
ды спадут с небес" (Мф. XXIV, 29), независимо от того,
что с большей вероятностью может быть понимаемо в
другом смысле, скорее указывает на то, что последние
(высшие) небеса останутся, если только лишь звезды упа­
дут оттуда; хотя гораздо вероятнее, что это выражение об­
разное, или совершится это в низшем небе, но, разумеет­
ся, — более удивительным образом, чем бывает теперь.
Из этого неба и известная вергилиевская
Комета неслася с длинным хвостом*
и скрылась в лесу Иды. Приведенное же мною место из
псалма представляется не исключающим ни одного неба,
о котором не было бы сказано, что оно погибнет. Ибо
коль скоро говорится: "Небеса — дело Твоих рук. Они
погибнут", то как ни одно из них не выделяется из числа
дел Божиих, так ни одно не выделяется и из числа име­
ющих погибнуть. На то, чтобы для защиты еврейского
благочестия, одобренного оракулами их богов, воспользо­
ваться образом выражения апостола Петра, которого крайне
ненавидят, они не решатся; тогда можно было бы полагать,
что речь идет о гибели не всего мира; можно бы было
полагать, что в выражении "они погибнут", между тем
как погибнут только одни низшие небеса, целое употреб­
лено для обозначения части точно так же, как употреб-
* Virg. Aeneid. II.
428