Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/43"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
хотя бы и оканчивающегося в пользу воли, брак в раю,
несомненно, не знал, и "родовое поле"*, не соверши
первые люди греха, так бы осеменял предназначенный для
этого снаряд, как ныне осеменяет землю рука селянина.
И если сейчас, когда мы хотим коснуться этой темы
подробнее, стыдливость восстает и требует испросить пред­
варительного извинения у целомудренного слуха, то тогда
речь наша текла бы свободно, нисколько не стыдясь
непристойности предмета. Более того, не было бы и слов,
которые считались бы непристойными.
Итак, бесстыдник, читающий эти строки, пусть усты­
дится преступления, а не природы, пусть клеймит дела
своего нечестия, а не слова, которые мы употребляем по
необходимости. Целомудренный же и благочестивый чита­
тель извинит меня, пока я опровергаю неверие, делающее
выводы не о сверхчувственных предметах, а о тех, что
подлежат чувствам. Прочтет это безо всякой грешной
мысли тот, кто не боится читать апостола, когда он
порицает бесстыдство тех женщин, которые "заменили
естественное употребление противоестественным" (Рим. I,
26), тем более, что мы в данном случае не напоминаем
и не укоряем, как он, достойное осуждения бесстыдство,
но, объясняя по возможности те действия, от которых
зависит человеческое рождение, избегаем, как и он, не­
пристойных слов.
Глава XXIV
Итак, супруги рождали бы потомство, используя для
этого детородные члены тогда, когда это было нужно, и
настолько, насколько нужно, и управляла бы ими воля,
а не похоть. Ибо воля наша приводит в движение не
только те члены, которые имеют суставы, мышцы и
сухожилия, вроде рук и ног, но и другие, более нежные,
вроде рта, глаз и т. п. Есть и еще более нежные органы,
нежнейшие, за исключением мозгов, которые заключены
* Virg Gcorg. Ill
43