Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/429"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
же, и лета Твои не кончатся" (Пс. CI, 26 — 28). Что
значит, что Порфирий, восхваляя благочестие евреев, по
которому они чтут великого, истинного и для самих
божеств страшного Бога, укоряет христиан на основании
оракульских изречений своих богов в величайшей глупости
за то, что они утверждают, что этот мир погибнет? Вот
в писаниях еврейского благочестия говорится Богу, пред
Которым, по признанию великого философа, трепещут эти
его божества: "Небеса — дело Твоих рук. Они погибнут".
Неужели в ту пору, как погибнут небеса, не погибнет
мир, высшую и безопаснейшую часть которого эти небеса
и составляют? Если такая мысль не нравится Юпитеру,
оракул которого, в качестве наиболее авторитетного, как
пишет этот философ, порицает ее в веровании христиан,
то почему подобным же образом не порицает он, как
глупость, мудрость евреев, в религиозных книгах которых
она встречается? Затем, если в этой мудрости, которая
нравится Порфирию до такой степени, что он заявляет о
ней через изречения даже своих богов, говорится, что
небеса погибнут; то к чему такая пустая увертка: между
прочим или сверх всего прочего выставлять на вид в вере
христиан как нечто ужасное то, что в ней мир представ­
ляется имеющим погибнуть, когда только при его гибели
и могут погибнуть небеса?
Притом, хотя в собственно наших священных Писани­
ях, а не в тех, которые у нас общие с евреями, а именно:
в Евангелии и в книгах апостольских, и говорится: "Про­
ходит образ мира сего" (I Кор. VII, 31); говорится: "Мир
проходит" (I Иоан. II, 17); говорится: "Небо и земля
лрейдут" (Мф. XXIV, 35); — но выражения "проходит,
прейдут", по моему мнению, гораздо мягче, чем — "по­
гибнут". Равным образом, и в послании апостола Петра,
когда говорится о гибели потопленного водою, как оно
некогда и случилось, мира, довольно ясным представляется
как то, какая часть мира обозначается названием целого,
так и то, в какой мере она называется погибшею, а равно
и то, какие небеса содержатся для сбережения огню на
день суда и погибели нечестивых людей (II Пет. III, 6,
7). И в словах, которые читаются у него несколько далее:
427