Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/428"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
минать о которых теперь нет необходимости, по большей
части обозначается все вообще количество.
В другом месте тот же Даниил говорит: "И наступит
время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют
люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа
твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для
жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обра­
тившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда"
(Дан. XII, 1 — 3). Вот и еще место, весьма сходное с
известным евангельским изречением (Иоан. V, 28, 29),
насколько это касается воскресения тел мертвых. Назы­
ваемые там "находящимися в гробах" здесь называются
"спящими в прахе земли". Как там говорится: "Изыдут
творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в
воскресение осуждения", так здесь: "Одни для жизни веч­
ной, другие на вечное поругание и посрамление". А что
там сказано "все", а здесь пророк говорит "многие", то
это не следует считать противоречием. Писание местами
употребляет "многие" вместо "все". Аврааму, например,
сказано: "Я сделаю тебя отцом множества народов" (Быт.
XVII, 5), а между тем, в другом месте ему же Бог говорит:
"Благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт.
XXII, 18). О том же воскресении и тому же самому
пророку Даниилу несколько ниже говорится: "А ты иди
к твоему концу, и упокоишься и восстанешь для получе­
ния твоего жребия в конце дней" (Дан. XII, 13).
Глава XXIV
Многое говорится о последнем суде в псалмах, но по
большей части мимоходом и вкратце. Не могу, однако
же, обойти молчанием того, что яснейшим образом гово­
рится о конце настоящего века. "В начале Ты основал
землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты
пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одеж­
ду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот
426