Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/425"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
против Всевышнего будет произносить слова и угнетать
святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них
праздничные времена и закон, и они преданы будут в
руку его до времени и времен и полувремени. Затем вос­
сядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять
до конца, царство же и власть и величие царственное во
всей поднебесной дано будет народу святых Всевышне­
го, которого царство — царство вечное, и все властители
будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова.
Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и
лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в
сердце моем" (Дан. VII, 15 — 28).
Некоторые толковали это в применении к известным
четырем царствам: ассирийцев, персов, македонян и рим­
лян. Насколько удачны были такие применения, желаю­
щие знать, пусть прочитают книгу пресвитера Иеронима
на Даниила, составленную довольно тщательно и со зна­
нием дела. Но что речь идет о царстве антихриста, по
отношению к Церкви весьма жестоком, хотя имеющем
продержаться недолго, пока святые на последнем Божием
суде получат вечное царство, то в этом не усомнится и
тот, кто читал бы приведенные слова в полусне. Что
временем, временами и полувременем обозначается год,
два года и полгода, и, следовательно, три с половиною
года, это видно и из приводимого несколько ниже числа
дней, и поясняется иногда в Писаниях числом месяцев.
На латинском языке выражение "времена" представляет­
ся в этом месте неопределенным; но оно употреблено в
двойственном числе, которого у латинян нет. Как есть
оно у греков, так, говорят, имеют его и евреи. Выражение
"времена" употреблено, следовательно, так, как если бы
было сказано "два времени". Но, признаюсь, у меня есть
опасение, что мы можем обмануться относительно десяти
царей, которых как десять человек представляется заста­
ющим антихрист; он может прийти нежданным, когда в
Римской империи не будет стольких царей. Но что, если
этим десятичным числом обозначается все общее число
царей, после которых он придет; подобно тому, как
тысячным, сотенным и разными другими числами, упо-
425