Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/423"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
местам казни, чтобы телесными глазами видеть муки злых?
Без всякого сомнения — нет; но они "будут приходить"
познанием. Этим словом обозначается, что те, которые
подвергнутся мучениям, будут вне. Поэтому и Господь
называет те места тьмою внешнею (Мф. XXV, 30); проти­
воположность же ей представляет тот вход, о котором го­
ворится рабу доброму: "Войди в радость господина твоего"
(Мф. XXV, 21). Представляется, что злые не войдут сюда,
чтобы дать о себе узнать, но что скорее добрые как бы
выйдут к ним познанием, чтобы получить о них сведения,
так как будут узнавать то, что вне. Те, которые будут
нести наказания, не будут знать о том, что будет проис­
ходить внутри в радости Господа; но те, которые будут в
этой радости, будут знать, что делается вне, в той тьме
внешней. Потому и сказано: "будут приходить", что от
них не укроется и то, что будет в отношении к ним вне.
Если могли знать это, когда оно еще не совершилось,
смертные пророки в силу того, что в умах их был Бог,
хотя Он был и очень мало; то как не будут знать этого,
тогда уже действительно исполнившегося, бессмертные свя­
тые, когда Бог будет во всех (I Кор. XV, 28)? Итак, твер­
до станет в том блаженстве семя и имя святых, то, ра­
зумеется, семя, о котором Иоанн говорит: "Семя Его пре­
бывает в нем" (I Иоан. III, 9); а имя то, о котором через
того же Исайю сказано: "Дам им вечное имя" (Ис. LVI,
5). И "из месяца в месяц, и из субботы в субботу", как
бы луна от луны и покой от покоя, то и другое будут
они сами, когда от этих ветхих и временных сеней перей­
дут в те новые и вечные светила. Огонь же неугасимый
и червь долговечный в наказаниях злым разные толкова­
тели объясняли различно. Одни относили то и другое к
телу, другие то и другое — к душе. Иные же к телу
относили огонь в буквальном смысле, а к душе червя —
в смысле переносном; последнее представляется более
вероятным. Но теперь не время входить в рассуждения
по этому предмету. Эту книгу мы предположили посвя­
тить последнему суду, на котором совершится отделение
добрых и злых; о наградах же и наказаниях будет подроб­
ная речь в другом месте.
423