Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить,
и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь
их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью
для всякой плоти" (Ис. LXVI, 22 — 24). Пророк заключил
свою книгу тем, чем закончится век. Некоторые, впрочем,
перевели не "члены человеков"*, а "тругул мужей", обо­
значая словом "труп" видимую телесную казнь. Трупом
обыкновенно называется плоть неодушевленная, а те тела
будут одушевленными, потому что они иначе не могли
бы испытывать никакого мучения; хотя, так как они бу­
дут телами мертвых, т. е . впавших во вторую смерть, не
без основания, пожалуй, могут быть названы и трупами.
Отсюда и известное, приведенное уже мною выше выра­
жение пророка: "Земля же нечестивых падет". Кому не
ясно, что падаль (труп) получила свое название от паде­
ния? Слово же "мужей" употреблено теми переводчиками,
очевидно, вместо слова "человеков". Никто ведь не станет
утверждать, что преступницы-жены не подвергнутся тому
наказанию; под мужским (полом), от которого притом и
создана жена, разумеется тот и другой пол. Но, что ближе
касается дела, когда в применении к добрым говорится:
"Будет приходить всякая плоть", — в том смысле, что
народ тот составится из всякого рода людей, а не в том,
что там будут все люди, так как очень многие будут нес­
ти наказание, — когда, говорю, в применении к добрым
употребляется слово "плоть", а в применении к злым —
"члены" или "трупы", то этим, несомненно, дается по­
нять, что по воскресении плоти, достоверность которого
этими названиями вещей вполне подтверждается, имеет
быть суд, на котором добрые и злые получат различный
приговор.
Глава XXII
Но каким образом добрые "будут приходить", чтобы
видеть казни злых? Неужели они телесным движением
оставят свое блаженное местоприбывание и направятся к
* Так приведено у Августина.
422