Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Он, — как молодая зелень". Он коснулся слегка воскре­
сения тел, как бы пополняя допущенный пробел; потому
что не после того, как мы узрим, оно совершится, но
после того, как совершится оно, мы узрим. Ибо он уже
выше говорил о новом небе и о новой земле, когда часто
и различным образом упоминал о том, что обетовано свя­
тым в конце: "Я творю новое небо и новую землю, и
прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сер­
дце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том,
что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и
народ его радостию. И буду радоваться об Иерусалиме и
веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более
голос плача" (Ис. LXV, 17 — 19), и прочее, что некоторые
усиливаются относить к известному плотскому тысячеле­
тию. По пророческому обычаю образные выражения пере­
мешиваются в этом случае с собственными, чтобы трезвый
ум некоторым полезным и спасительным упражнением
доходил до духовного понимания; между тем, плотская
лень или тупость необразованного и неразвитого ума, по­
верхностно довольствующегося буквой, вовсе не считает
нужным искать более сокровенного смысла. Этого доста­
точно сказать о тех пророческих словах, которые пред­
шествуют приведенному месту. Но возвратимся к тому
месту, от которого сделали отступление.
Сказав: "И кости ваши расцветут, как молодая зелень",
чтобы показать, что хотя Он и упоминает в это время о
воскресении плотском, но о воскресении добрых, Он при­
бавляет: "И откроется рука Господа рабам Его". О чем
эта речь, как не о руке, различающей Своих почитателей
от презрителей? О последних, переходя к дальнейшему,
Он говорит: "А на врагов Своих Он разгневается", или,
как читаем в другом переводе, — "на неверных". И не
ограничится Он тогда прещением; но то, чем теперь
угрожается, тогда исполнится на деле. "Ибо вот, придет
Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтоб из­
лить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим
огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет
суд над всякою плотью, и много будет пораженных Гос­
подом". Огнем, вихрем, мечом он обозначает наказание
419