Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И уви­
дите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши рас­
цветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа ра­
бам Его, а на врагов Своих Он разгневается. Ибо вот,
придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь,
чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с
пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим
произведет суд над всякою плотью, и много будет поражен­
ных Господом" (Ис. LXVI, 12 — 16). Под рекою мира
при обетовании благ мы, без сомнения, должны разуметь
обилие того мира, выше которого другого нет. Этот мир,
действительно, разольется на нас в конце; в предыдущей
книге мы достаточно говорили о нем. Говорит, что на
тех, кому обещается такое блаженство, Он направит эту
реку, чтобы дать нам понять, что в той стране счастья,
которая на небесах, напьются от той реки все. Но так
как оттуда втечет мир нетления и бессмертия и в тела
земные, то и говорит, что Он направит эту реку, чтобы
оросить некоторым образом свыше то, что лежит внизу,
и сделает людей равными ангелам. Равно и под Иеру­
салимом мы должны разуметь не тот, который находится
вместе с сынами своими под игом рабства, а нашу, по
апостолу (Гал. IV, 6), свободную мать, вечную в небесах.
Там утешимся мы после смертных бедствий и забот, как
маленькие дети, на руках и коленях ее. Ибо, неопытных
и непривычных, то незнакомое нам до этого времени
блаженство окружит нас самою ласковой помощью. Там
мы увидим, и возрадуется сердце наше. Не пояснил (про­
рок), что увидим; но что, как не Бога, чтобы исполнилось
на нас евангельское обетование: "Блаженны чистые серд­
цем, ибо они Бога узрят" (Мф. V, 8). Увидим и все то,
чего теперь не видим, но что, веруя, представляем себе
по мере человеческих сил гораздо меньшим и несоответ­
ствующим тому, как оно есть на деле. "И увидите это,

говорит, — и возрадуется сердце ваше".
Здесь —
верите, там — увидите.
Но слыша слова: "И возрадуется сердце ваше", да не
подумаем, будто тот блаженный Иерусалим будет доступен
только нашему духу. "И кости ваши расцветут, — говорит
418