Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/417"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
образом оно будет. Впрочем, согласно прежде данному
нами обещанию, нам следует указать теперь и те пред­
сказания об этом последнем суде Божием, какие даны
древними пророческими книгами; полагаю, что долго оста­
навливаться на них и толковать их нет необходимости,
если читатель постарается припоминать предыдущее.
Глава XXI
Пророк Исайя говорит: "Оживут мертвецы Твои, вос­
станут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, повер­
женные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля
извергнет мертвецов" (Ис. XXVI, 19). Все предшествую­
щее относится к воскресению блаженных; а слова: "зем­
ля же нечестивых падет"* хорошо разумеются в том смыс­
ле, что тела нечестивых подпадут разрушению осуждения.
Затем, если бы мы пожелали обратить внимание и на
частности в выражениях, касающихся воскресения бла­
женных, то слова: "Оживут мертвецы" должны относить­
ся к первому воскресению, а следующие за ними: "Вос­
станут мертвые тела" — ко второму. А если зададимся
вопросом о тех святых, которых в пришествие Свое заста­
нет здесь Господь живыми, то к ним применяется вполне
добавление: "Воспряните и торжествуйте, поверженные в
прахе: ибо роса Твоя — роса растений". Под исцелени­
ем** в этом месте мы совершенно правильно разумеем
бессмертие. Ибо оно есть полнейшее здравие, которое не
восстанавливается, как ежедневными лекарствами, едой и
питьем.
Кроме того, тот же пророк так говорит о дне суда,
сперва подавая надежду добрым, а потом устрашая злых:
"Так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как
реку, и богатство народов — как разливающийся поток
для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на
коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так
* Эти слова приведены Августином вместо слов: "И земля из­
вергнет мертвецов".
** У Августина сказано: "Ибо роса Твоя — исцеление им".
417