Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/416"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
бессмертие; так или иначе, хотя и на незначительное вре­
мя, но предварительно умерев; а потому не будут чужды
и воскресения, которому предшествует, хотя и самое крат­
кое, но все-таки успение.
Почему также считать невероятным, что та масса тел
посеется некоторым образом в воздухе » в то же самое
время оживет там бессмертно и нетленно, коль скоро мы
верим, когда тот же апостол говорит яснейшим образом,
что воскресение имеет совершиться во мгновение ока (I
Кор. XV, 52) и что прах древнейших трупов с такою лег­
костью и такою невообразимою быстротою возвратится в
тела, имеющие жить без конца? Да не подумаем также,
будто известный приговор: "Прах ты, и в прах возвра­
тишься", изреченный человеку, не будет простираться и
на этих святых, если тела их, когда они будут умирать,
не упадут на землю, но как умрут, так и воскреснут они
во время самого восхищения, когда будут нестись в возду­
хе. Ибо "в прах возвратишься" значит: отойдешь, потеряв
жизнь, в то, чем был прежде, чем жизнь получил, т. е.
лишенный души будешь тем, чем был, пока не получил
души. Так как в лице земли вдунул Бог дыхание жизни,
когда был сотворен человек в душу живу, то как бы там
ему было сказано: "Ты теперь — земля одушевленная,
каким прежде не был; будешь землею бездушною, каким
был". Что представляют собою все тела умерших, прежде
чем обратятся в прах, то будут представлять собою и те
тела, если умрут, где бы они ни умерли, коль скоро
потеряют жизнь, которую вслед за тем получат снова.
Следовательно, они и отойдут в землю, потому что из
живых людей сделаются землею, как идет в прах то, что
бывает прахом; идет в ветошь то, что бывает ветхим; идет
в глину то, что бывает черепком из глины, и так далее.
То, о чем — как оно будет — строим мы теперь своим
маленьким умом кое-какие посильные предположения, со­
вершится тогда способом, превышающим наше познание.
Если мы хотим быть христианами, мы должны верить,
что когда придет Христос судить живых и мертвых, пос­
ледует воскресение в плоти умерших. Но вера наша в это
не суетна, даже если мы и не в состоянии понять, каким
416