Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XX
В этом месте апостол умолчал о воскресении мертвых.
Но в первом послании к ним же он говорит: "Не хочу
же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы
вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо,
если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших
в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам сло­
вом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришес­
твия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам
Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе
Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут
прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними
восхищены будем на облаках в сретение Господу на воз­
духе, и так всегда с Господом будем" (I Фес. IV, 13 —
17). Эти апостольские слова яснейшим образом указыва­
ют на воскресение мертвых, имеющее совершиться тогда,
когда придет для суда над живыми и мертвыми Господь
Христос.
Но обыкновенно спрашивают: "Те, которых Христос
застанет здесь живыми, от имени которых говорит апостол
как бы от себя и своих современников, вовсе ли никогда
не умрут, или в тот самый момент, когда вместе с вос­
кресшими будут восхищены на облаках в воздухе на
сретение Христу, с неуловимой быстротою перейдут к
бессмертию через смерть?" Нельзя, в самом деле, сказать,
чтобы не было возможно, что они умрут и оживут снова
в тот промежуток времени, пока будут подниматься в
высоту по воздуху. А слова: "И так всегда с Господом
будем" должны пониматься не в том смысле, что якобы
апостол хотел сказать: "Мы навсегда останемся с Госпо­
дом в воздухе"; Он и Сам не останется, конечно, там,
потому что будет проходить его, шествуя. Встречают иду­
щего, а не остающегося на месте. Но "так всегда с
Господом будем", т. е. где бы с Ним ни были, будем
так, имея вечные тела.
Остановиться же на мысли, что и те, которых Христос
застанет здесь живыми, в тот краткий промежуток времени
и претерпят смерть, и получат бессмертие, побуждает нас
414