Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/413"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
обольщением погибающих".
Тогда получит свободу са­
тана и посредством его самым чудесным, хотя и лживым
образом будет действовать антихрист. Часто спрашивают:
потому ли эти знамения и чудеса называются ложными,
что он будет обольщать смертные чувства призраками, так
что будет казаться делающим то, чего не делает; или
потому, что эти чудеса, хотя сами по себе и истинные,
будут вовлекать в обман тех, которые, не зная силы
диавола, поверят, что они могли совершаться только бо­
жественной силой, — и это тем более, что он получит
тогда такую власть, какой никогда не имел. Ведь не
призраки же то были, когда упал с неба огонь и одно­
временно уничтожил множество слуг и многочисленные
стада святого Иова, а налетевшая и разрушившая дом
буря умертвила сыновей его; а между тем, это были
действия сатаны, которому Бог дал подобную власть (Иов.
I). Итак, по какой из этих двух причин чудеса и знаме­
ния названы ложными, это прояснится в надлежащее
время. Но по какой бы причине они ни были так назва­
ны, обольстятся этими знамениями и чудесами те, которые
заслужат быть обольщенными "за то, что они не приняли
любви истины для своего спасения". И затем апостол не
колеблясь прибавляет: "И за сие пошлет им Бог действие
заблуждения, так что они будут верить лжи". Пошлет Бог,
потому что Бог допустит диавола совершать это, — допус­
тит по праведному со Своей стороны суду, хотя тот будет
совершать по неправедному и злому умыслу. "Да будут
осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие не­
правду". Судимые, они подвергнутся обольщению, и обо­
льщенные, осудятся. Но подвергнутся обольщению суди­
мые теми Божиими судами, тайно праведными и праведно
тайными, которыми не переставал Бог судить с самого
начала греха разумной твари; а обольщенные осудятся
последним и явным судом через Иисуса Христа, правед­
нейшего будущего судию, неправеднейшим образом осуж­
денного.
413