Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Что же касается слов апостола: "Только не совершит­
ся до тех пор, пока не будет взят от среды удерживаю­
щий теперь", то в них не без основания видят речь о
самой римской власти, как если бы было сказано: "Только
повелевающий ныне да повелевает, пока не будет взят от
среды удерживающий теперь", т. е. пока не выбудет из
среды. "И тогда откроется беззаконник". Никто не сомне­
вается, что под этим именем разумеется антихрист. Иные
же думают, что и слова апостола: "Тайна беззакония уже
в действии" относятся не более, как к злым и притвор­
ным, которые находятся в Церкви, пока не возрастут до
такого числа, что составят для антихриста великий народ;
что это и есть "тайна беззакония", так как представляет­
ся скрытой. Верующих же апостол-де увещевает пребывать
твердо в вере, которую содержат, говоря: "Не совершится
до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий
теперь", т. е. пока не выйдет из среды Церкви тайна без­
закония, которая в настоящее время скрыта. Полагают,
что к этой самой тайне относится то, что говорит еван­
гелист Иоанн в своем послании: "Дети! последнее время.
И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь по­
явилось много антихристов, то мы и познаем из того, что
последнее время. Они вышли от нас, но не были наши;
ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами;
но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши"
(I Иоан. II, 18, 19). Итак, говорят, как прежде конца в
тот час, который Иоанн называет последним, вышли из
среды Церкви многие еретики, которых он называет мно­
гими антихристами, так и тогда выступят оттуда все, ко­
торые будут принадлежать не Христу, а тому последнему
антихристу, и тогда явится он сам.
Между тем как темные слова апостола толкуются га-
дательно одними так, другими иначе, несомненно одно:
Христос придет судить живых и мертвых не прежде, чем
придет для обольщения мертвых душою Его противник,
антихрист; хотя обольщение с его стороны есть уже дело
тайного божественного суда. Ибо пришествие его будет
"по действию сатаны, будет со всякою силою и знаме­
ниями и чудесами ложными, и со всяким неправедным
412