Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы
храмом Божиим. Поэтому некоторые хотят разуметь в этом
месте под антихристом не самого князя, а как бы все те­
ло его, т. е. вместе с князем и всю принадлежащую ему
массу людей; и полагают, что было бы правильнее и
по-латыни читать это место так, как читается по-гречес­
ки: сядет не "в храме Божием", а "в храм Божий", как-
будто бы сам он был храмом Божиим, под которым ра­
зумеется Церковь, как, например, мы говорим "сидит в
друга", т. е. как друг, и т. п. Говоря же: "И ныне вы
знаете, что не допускает открыться ему в свое время",
т. е. вы знаете, что его удерживает, в чем причина его
промедления, он дал понять, что они-то знают, а он не
хочет говорить об этом открыто. А потому мы, не знаю­
щие того, что знали они, при всем своем желании не в
состоянии уяснить себе того, что разумел апостол; это
тем более, что последующие слова его затемняют этот
смысл. Ибо что значит выражение: "Тайна беззакония уже
в действии, только не совершится до тех пор, пока не
будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда
откроется беззаконник"? Признаюсь, я не понимаю этих
слов. Не скрою, однако, тех человеческих догадок, какие
мне пришлось слышать или читать.
Некоторые думают, что в этом случае речь шла о
римской власти и что апостол Павел не хотел писать об
этом открыто из опасения подвергнуться преследованиям
из-за недоброжелательного отношения к этой власти, ко­
торую многие считали вечной, так что говоря: "Тайна без­
закония уже в действии", он якобы имел в виду Нерона,
действия которого казались ему действиями антихриста.
Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскре­
снет и будет антихристом. Другие же полагали, что он и
не убит, а скорее скрыт, чтобы считали его убитым; и
что в то время, как его считают убитым, он скрывается,
сохраняя свой возраст, и будет так скрываться до тех пор,
пока в свое время не откроется и не восстановится на
царство. Но такого рода предположения мне кажутся
слишком странными.
411