Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXII
Но мы нисколько не сомневаемся, что благословение
Господне было даровано именно браку, который Бог
установил до человеческого грехопадения, когда Он сот­
ворил мужа и жену, чье различие по полу явно наблюдается
в плоти. К этому-то творению и приурочено благословение,
ибо после того, как написано: "Мужчину и женщину
сотворил их", непосредственно прибавлено: "И благословил
их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю". Можно, конечно, толковать все ска­
занное в чисто духовном смысле, но в виду явного отличия
тел мужчины и женщины по половому признаку, нельзя
отвергать и того, что такими они были созданы для
рождения детей, которые бы, продолжая плодиться и
размножаться, и наполнили бы землю.
Когда Господа спросили, можно ли разводиться с женою,
ибо Моисей, видя ожесточенность сердец израильтян, раз­
решил давать разводное письмо, то Господь не о духе, не
о разумной душе, не о созерцательной добродетели, не о
познаниях ума, а именно о супружеском союзе ответил
так: "Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину
и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек
отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два
одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.
XIX, 4 — 6). Итак, несомненно, что мужчина и женщина
с самого начала были сотворены такими, какими мы их
видим и сейчас: двумя людьми различного пола. Но они
называются одним или по причине брачного союза, или
потому, что женщина была сотворена из ребра мужчины.
И апостол на основании этого первого божественного
установления увещает, чтобы мужья любили своих жен
(Еф. V, 25 — 33).