Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/408"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
уму читателя, и немного в ней есть такого, что своею
ясностью дает возможность привести к уразумению осталь­
ное, пускай и с трудом; хотя бы потому, что книга пов­
торяет одно и то же так многоразлично, что кажется,
будто она говорит все новое и новое, между тем как при
исследовании обнаруживается, что говорится разными сло­
вами то же самое. Но в этих словах, когда он говорит:
"И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет
уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет", столь
недвусмысленно говорится о будущем веке и о бессмертии
и вечности святых (ибо только тогда и только там этого
не будет), что мы не должны уже искать или находить в
священном Писании ничего ясного, если это сочтем при-
кровенным.
Глава XVIII
Теперь посмотрим, что писал об этом суде апостол
Петр. "Знайте, что в последние дни явятся наглые руга­
тели, поступающие по собственным своим похотям и го­
ворящие: "где обетование пришествия Его? ибо с тех пор,
как стали умирать отцы, от начала творения, все остается
так же". Думающие так не знают, что в начале словом
Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. А
нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом,
сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых
человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас,
возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет,
и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь испол­
нением обетования, как некоторые почитают то меднени­
ем; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но
чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Госпо­
день, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут,
стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела
на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими
должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожи­
дающим и желающим пришествия дня Божия, в кото­
рый воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся
стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожи-
408