Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/406"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
окажутся соответствующими телам бессмертным; так что
мир, обновившись к лучшему, получит полное приспо­
собление к людям, обновившимся к лучшему и по плоти.
Относительно же слов: "И моря уж нет", я затрудняюсь
сказать, иссушится ли оно, или также обратится в нечто
лучшее. Ибо мы читаем, что небо будет *новым и земля
новой, но я не упомню, чтобы где-либо читал о новом
море, за исключением тех мест этой же книги, где сказано
о "море стеклянном, подобном кристаллу" (Апок. IV, 6;
XV, 2). Но в тех случаях не идет речь о конце века, да
и о море говорится, похоже, не в собственном смысле
слова, а как бы о море. Впрочем, так как пророческая
речь любит к прямым выражениям примешивать перено­
сные, то и в словах: "И моря уж нет" может идти речь
о том море, которое "отдало мертвых, бывших в нем"
(Апок. XX, 13). Ибо тогда этот мятежный и бурный век,
подразумеваемый под именем моря, не будет уже жизнью
смертных.
Глава XVII
"И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый,
сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста,
украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос
с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он
будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог
с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей
их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болез­
ни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий
на престоле: се, творю все новое" (Апок. XXI, 2 — 5).
Говорится, что город сходит с неба, потому что благодать,
по которой Бог творит его, небесная. Почему Он говорит
ему через Исайю: "Я, Господь, творю это" (Ис. XLV, 8).
Правда, нисходит он с неба с самого начала, с того вре­
мени, как граждане его в течение этого века по благо­
дати Божией, сходящей свыше, возрастают через купель
возрождения в Духе Святом, ниспосланном с неба. Но по
суду Божию, который будет последним судом через Сына
Его — Иисуса Христа, град этот по дару Божию явится
406