Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/405"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
так и все общество демонов. Это то же самое, что говорил
он и выше, но с большей ясностью: "А диавол, прель­
щавший их, ввержен в озеро огненное и серное". Затем
он прибавил нечто менее понятное: "Где зверь и лже­
пророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков"
(Апок. XX, 10). Но то, что он там прибавил с большею
темнотою, то говорит здесь яснее: "И кто не был записан
в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Апок.
XX, 15). Не для напоминания Богу эта книга, не для то­
го, чтобы не забыл Он, она указывает на предназначение
тех, кому дана будет жизнь вечная. Бог знает их и не
читает этой книги, чтобы знать. Само предведение Его о
них, которое обманываться не может, и есть эта книга
жизни, в которую они записаны, т. е. предузнаны.
Глава XVI
По окончании суда, на котором он предсказал осуж­
дение злых, остается ему сказать и о добрых. Он объяснил
уже сказанное Господом в кратких словах: "И пойдут сии
в муку вечную"; требовалось объяснить и непосредственно
следующие за этим слова: "А праведники в жизнь вечную"
(Мф. XXV, 46). "И увидел я новое небо и новую землю;
ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уж
нет" (Апок. XXI, 1). Это будет в том порядке, о котором,
предваряя, он уже сказал выше, что видел Сидящего на
престоле, от лица Коего бежало небо и земля (Апок. XX,
11). По осуждении тех, которые не записаны в книге
жизни, и по ввержении их в огонь вечный (какого рода
этот огонь и в какой части мира или вселенной он будет,
полагаю, не знает никто из людей, разве что тот, кому
откроет Дух Святый), пройдет образ мира сего через
истребление его мировыми огнями, подобно тому, как
потоп совершился через наводнение мировыми водами.
Итак, в этом, как сказал я, мировом пожаре, уничтожатся
от огня те свойства тленных стихий, которые соответст­
вовали нашим тленным телам, а сама субстанция получит
такие свойства, которые через удивительное изменение
405