Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/401"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
перейдут они к тому царствованию, в котором смерти не
будет. Поэтому для царствования святых со Христом будет
большее число лет, чем для заключения в узы и лишения
свободы диавола; они будут царствовать с Царем своим,
Сыном Божиим, и те три с половиною года, когда диавол
уже не будет связан.
Итак, когда мы слышим: "Они будут священниками
Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден
из темницы своей" (Апок. XX, 6, 7), нам остается разуметь,
что окончится тысячелетие не царствования святых, а
заключения в узы и лишения свободы диавола; так что
каждая сторона имеет для окончания тысячелетия, т. е.
всех своих лет, различные и особые сроки: царствование
святых — более отдаленный, заключение диавола — более
близкий; или, что вероятнее, представлять дело так, что
в силу незначительности срока трех лет и шести месяцев
Писание не хотело ни вычитать его из времени заключе­
ния в узы сатаны, ни прибавлять ко времени царствова­
ния святых. Пример в этом роде я указал в шестнадца­
той книге этого сочинения относительно сорока лет; хотя
лет было несколько больше, но о них говорится как о
сорока. Подобные примеры встречаются в священном Пи­
сании часто, разумеется — для внимательного читателя.
Глава XIV
После этого рассказа о последнем гонении в кратких
словах излагается то, чему подвергнется диавол уже на
окончательном суде, а вместе с князем своим — и
вражеский град. Книга говорит: "А диавол, прельщавший
их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и
лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков"
(Апок. XX, 10). Под зверем, как мы уже сказали выше,
следует разуметь сам нечестивый град. Лживый же пророк
его есть или антихрист, или тот образ, т. е. измышление,
о котором мы говорили тогда же. Затем, возвращаясь к
повествованию о том окончательном суде, который будет
401