Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/400"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним
тысячу лет" прибавка: "Когда же окончится тысяча лет,
сатана будет освобожден из темницы своей" удержит свой
прямой смысл; ибо она будет, таким образом, показывать,
что и царствование святых, и заключение в узы диавола
прекратятся одновременно, так что послед^ующее за этим
время гонения представляется не принадлежащим ни к
царствованию святых, ни к заключению диавола, а доба­
вочным и имеющим свой особый счет; но в таком случае
мы вынуждены будем допустить, что святые не будут в
это гонение царствовать со Христом.
Между тем, кто осмелится утверждать, что с Ним не
будут царствовать члены Его, когда будут соединены с
Ним теснейшим и сильнейшим образом, и в такое время,
когда чем ожесточеннее будет натиск битвы, тем больше
слава сопротивления, тем густолиственнее венец мучени­
чества? Уж не потому ли нельзя сказать, что они будут
царствовать, что будут терпеть известные бедствия? Но в
таком случае последовательность требовала бы сказать, что
не царствовали со Христом и в предшествующее время в
течение той же тысячи лет те из святых, которые под­
верглись бедствиям, так как это было время их бедствий;
выходило бы, что и те, о которых писатель книги говорит,
что видел души убитых за свидетельство Иисусово и за
слово Божие, не царствовали со Христом в то время,
когда терпели гонения; да и сами они не были царством
Христа, — они, бывшие по преимуществу достоянием
Христовым! Заключение в высшей степени нелепое и ни
с чем не сообразное. Не подлежит никакому сомнению,
что победоносные души славнейших мучеников, востор­
жествовавшие над всеми скорбями и совершившие подвиги,
после того, как сложили смертные члены, воцарились и
царствуют со Христом, пока окончится тысяча лет, чтобы
потом царствовать и с воспринятыми вновь, бессмертны­
ми уже телами. Таким образом, в течение этих трех с
половиной лет души убитых за свидетельство Его, как
разлучившиеся с телами прежде, так и те, которые имеют
разлучиться во время того последнего гонения, будут
царствовать со Христом, пока окончится смертный век и
400