Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
уверен, утонул бы, заплеванный. Человеческая природа
стыдится этой похоти, и справедливо стыдится. Ее непо­
виновение вырвало ее из под власти воли, достаточно
показывая этим, какое возмездие получило известное непо­
виновение человека. Возмездие это должно было обна­
ружиться в первую очередь в тех частях, * которые непо­
средственно связаны с рождением природы, изменившейся
к худшему вследствие первого греха. От уз этого греха не
освобождается никто, за исключением отдельных лиц,
очищенных благодатью Божией.
Глава XXI
Итак, нам не следует думать, будто бы благословение
Господне: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю" (Быт. I, 28) жившие в раю супруги должны были
исполнять посредством этой похоти, устыдившись которой
они скрыли известные члены. После греха появилась эта
похоть, после греха была утрачена власть над членами
тела. Благословение же дано было до греха, чем было
показано, что рождение детей относится к чести брака, а
не к наказанию за грех. Но в наше время люди, не имея
правильного представления о блаженном состоянии в раю,
не представляют себе, как можно рождать детей иначе,
чем как они это знают по опыту, т. е. посредством похоти,
которой стыдится и самый честный брак. Одни из них
вовсе не принимают во внимание свидетельства Писания,
другие, хотя и принимают, но в отношении плотского
плодородия понимают их неправильно. Это потому, что
и относительно души говорится нечто подобное, так что
в следующих затем словах книги Бытия: "И наполняйте
землю, и обладайте ею" они разумеют под землею плоть,
которую наполняет душа своим присутствием и над которой
она господствует, если укрепляется в добродетели. Плотские
же дети (говорят они) без похоти не могли рождаться и
в то время, да и не рождались, ибо первые люди сово­
купились для их рождения и родили их уже после того,
как были изгнаны из рая.
40