Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
а не одно — к ним, другое — к диаволу, то они будут
и кровлею, потому что в них в настоящее время заключен
и ими некоторым образом прикрывается древний враг; и
они же будут из-под кровли, когда перейдут от тайной
ненависти к явной. Сказанное же: "И вышли на широту
земли и окружили стан святых и город возлюбленный"
(Апок. XX, 8) не то значит, что они пришли или придут
в одно место, так, как-будто в одном каком-либо месте
будет находиться в то время стан святых и город возлюб­
ленный. Речь идет о Церкви Христовой, распространенной
по всей земле. Где она в то время ни будет, — а она
будет в среде всех народов, что обозначается названием
широты земли, — там будет и стан святых, там будет и
возлюбленный Богом град Его; там все враги ее, — так
как и они вместе с нею будут находиться в среде всех
народов, — окружат ее своим жестоким преследованием,
т. е. будут стеснять, тревожить, ставить в безвыходное
положение тяжкими напастями. И она, со своей стороны,
не оставит воинствующего положения, потому что названа
именем стана.
Глава XII
А что книга говорит: "И ниспал огонь с неба от Бога
и пожрал их" (Апок. XX, 9), то под этим нужно разуметь
не ту последнюю казнь, которая наступит, когда будет
сказано: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. XXV, 41). Ибо
тогда они будут посланы в огонь, а не на них придет с
неба огонь. Здесь же под огнем с неба уместно разуметь
саму твердость святых, с которою они не поддадутся
производящим жестокости, не станут поступать по их воле.
Ибо твердь есть небо, твердость которого заставит их
терзаться жесточайшею ревностью; так как они окажутся
не в состоянии привлечь на сторону антихриста святых
Христовых. И ревность эта будет тем огнем, который
пожрет их, и это будет от Бога; то — дар Божий, что
святые остаются непобедимыми, заставляя этим терзаться
врагов. Как говорится в добрую сторону: "Ревность по
398