Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/397"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
щенство" (I Пет. II, 9). Метко, хотя коротко и мимохо­
дом вставлена мысль, что Христос есть Бог, выражением
"священниками Богу и Христу", т. е . Отцу и Сыну; хотя
по причине вида рабского и Христос, как сын человечес­
кий, сделался, таким образом, священником во веки по
чину Мелхиседекову (Пс. CIX, 4). Об этом в настоящем
сочинении мы говорили не раз.
Глава XI
"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет осво­
божден из темницы своей и выйдет обольщать народы,
находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и
собирать их на брань; число их — как песок морский"
(Апок. XX, 7). В то время, следовательно, он прельстит
именно для того, чтобы вовлечь в эту войну. Ибо всякими
способами, какими мог, он прельщал множеством и раз­
нообразием зла и прежде. Сказано "выйдет", т. е. от
тайной ненависти перейдет к открытому преследованию.
Это будет последнее преследование, которому, перед на­
ступлением последнего суда, по всей земле подвергнется
святая Церковь, т. е. град Христов от всего града диаволь-
ского, пока они оба еще будут на земле. Под народами,
которые называются Гог и Магог, не следует разуметь ка­
ких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли,
вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на
основании сходства в буквах их имен, или вроде других
иноплеменных, не находящихся под римскою властью (на­
родов). Ибо они выставляются живущими по всей земле,
когда говорится: "Выйдет обольщать народы, находящиеся
на четырех углах земли", а затем прибавляется: "Гога и
Магога". Значение этих имен в переводе таково: Гог —
кровля, Магог — из-под кровли; как-будто бы — дом,
и тот, кто выходит из дома.
Итак, это те народы, в которых, как мы показали
выше, заключен как в бездне диавол; и сам он — как
бы выступает и выходит из них: те — кровля, он —
из-под кровли. Если же оба названия отнесем к народам,
397