Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава X
Некоторые думают, что речь может идти только о
воскресении тел; и потому утверждают, что и это первое
воскресение будет в телах. Кому свойственно, говорят они,
падать, тому свойственно и восставать (воскресать). А па­
дают, умирая, тела; от падения они и называются падалью.
Следовательно, заключают они, возможно воскресение не
душ, а тел. Но зачем говорят они вопреки апостолу,
который разумеет это воскресение? Те, несомненно, вос­
кресли по внутреннему человеку, а не по внешнему,
которым он говорит: "Если вы воскресли со Христом, то
ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем
помышляйте, а не о земном" (Кол. III, 1, 2). Ту же мысль
в другом месте он излагает иными словами, говоря: "Как
Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам хо­
дить в обновленной жизни" (Рим. VI, 4). Отсюда и из­
вестное изречение: "Встань, спящий, и воскресни из мер­
твых, и осветит тебя Христос" (Ефес. V, 14). Касательно
же того, что говорят, будто восставать (воскресать) могут
только те, кто падает; и потому думают, что воскресение
может относиться только к телам, а не к душам; то поче­
му они пропускают мимо ушей следующее: "Пред сво­
им Господом стоит он или падает" (Рим. XIV, 4); и еще:
"Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть"
(I Кор. X, 12). Думаю, что предостережение дается отно­
сительно падения душевного, а не телесного.
Итак, если воскресение свойственно падающим, а пада­
ют и души, то следует само собою признать, что и души
воскресают. А что после слов: "Над ними смерть вторая
не имеет власти", добавлено: "Но они будут священника­
ми Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет"
(Апок. XX, 6), то это во всяком случае сказано не об
одних епископах и пресвитерах, которые в настоящее вре­
мя исключительно называются в Церкви священниками.
Как всех мы называем христианами по причине таинст­
венного помазания, так называем всех и священниками,
потому что они члены одного Священника. О них говорит
апостол Петр: "Вы — род избранный, царственное свя-
396