Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
14)? Они не поклоняются ему, т. е. не сочувствуют, не
подчиняются; и не принимают начертания, т. е. клейма
преступления: на чело — ради исповедания, на руку —
ради дел. Чуждые этого зла, они, при жизни ли еще в
этой смертной плоти, или после смерти, царствуют уже
со Христом и теперь известным, соответствующим насто­
ящему времени образом, во весь тот период, который
обозначается числом тысяча лет.
"Прочие же из умерших, — говорит, — не ожили"
(Апок. XX, 5). Ибо ныне есть час, когда мертвые слышат
глас Сына Божия; и услышавшие — оживают (Иоан. V,
25), прочие же из них не оживают. А добавление: "Доколе
не окончится тысяча лет" должно быть понимаемо в том
смысле, что они не ожили в то время, когда должны
были ожить, перейдя от смерти к жизни. И потому, когда
наступит день, в который совершится воскресение тел,
они выйдут из гробов не для жизни, но для суда, т. е .
для осуждения, которое называется второй смертью. Ибо
кто не ожил, пока окончится тысяча лет, т. е. кто во
весь тот период времени, в который совершается первое
воскресение, не услышал глас Сына Божия и не пере­
шел от смерти к жизни, тот во второе воскресение, ко­
торое будет воскресением плоти, окончательно вместе с
этой плотью перейдет в смерть вторую. Далее говорит­
ся: "Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий
участие в воскресении первом" (Апок. XX, 5, 6), т. е.
тот, кто участник его. Участник же его тот, кто не только
возвратился к жизни от смерти, состоящей в грехах, но
и остался твердым в той жизни, к которой возвратился.
"Над ними, — говорит, — смерть вторая не имеет влас­
ти". Имеет, следовательно, эту власть над теми прочими,
о которых выше говорит: "Прочие же из умерших не
ожили, доколе не окончится тысяча лет"; потому что
сколько бы каждый из них не жил в теле во весь тот
промежуток времени, который называется тысячью лет,
никто из них не возвратился к жизни от той смерти, в
которой держало его нечестие, чтобы, оживши так, сде­
латься участником первого воскресения, и чтобы над ним
смерть вторая власти не имела.
395