Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/394"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
бы никакой пользы в случае опасности для жизни прибегать
к Его крещению, если бы случилось, что кто-нибудь был
отлучен от того же тела покаянием или худою совестью.
Почему все это делается, как не потому, что и умершие
суть члены Его?
Итак, хотя они еще не со своими телами, однако души
их царствуют уже с Ним, пока пройдут эти тысяча лет.
Почему в той же самой книге в другом месте читается:
"Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит
Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут
вслед за ними" (Апок. XIV, 13). Итак, в настоящее время
Церковь царствует с Христом в первый раз в лице живых
и умерших. "Ибо Христос для того и умер и воскрес и
ожил, — как говорит апостол, — чтобы владычествовать
и над мертвыми и над живыми" (Рим. XIV, 9). Упоминает­
ся же только о душах мучеников потому, что из умерших
царствуют по преимуществу те, которые сражались за ис­
тину даже до смерти. Но как под частью целое, разумеем
под ними и других, умерших, принадлежащих к Церкви,
которая есть царство Христово.
Следующие же слова: "Которые не поклонились зверю,
ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и
на руку свою" (Апок. XX, 9), мы должны понимать как
сказанные совместно о живых и мертвых. Упоминаемый
здесь зверь может быть предметом особого исследования;
однако же правой вере не противоречит разуметь под ним
сам нечестивый град и народ неверных, враждебный наро­
ду верному и граду Божию. Образом же его, по моему
мнению, называется лукавство его в тех людях, которые
веру как-будто исповедуют, но живут как неверные. Ибо
они изображают из себя не то, что они на самом деле,
и называются не истинным видом, а ложным подобием
христианина. К тому же самому зверю относятся не только
открытые враги имени Христова и славнейшего града Его,
но и те плевелы, которые в конце века должны быть со­
браны от Его царства, под которым разумеется Церковь.
А эти, не поклонившиеся ни зверю, ни его образу, кто
они, как не те, которые исполняют слова апостола: "Не
преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными" (II Кор. VI,
394