Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
апостол: "Если вы воскресли со Христом, то ищите гор­
него, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помыш­
ляйте, а не о земном" (Кол. III, 1, 2). О таких же в
другом месте он говорит: "Наше же жительство — на
небесах" (Филип. III, 20). Царствуют, наконец, с Ним те,
которые так принадлежат к Его царству, что сами состав­
ляют царство Его. Но каким образом составляют царство
Христово те, которые, чтобы не говорить о других, хотя
и находятся в нем, пока в конце века не соберутся от
него все соблазны, однако ищут в нем своего, а не того,
что Христово?
Об этом воинствующем царстве, в котором еще идет
борьба с врагом и сражение с пороками, а иногда пове­
левают и пороками смирившимися, пока не достигнут того
полного мира царства, в котором будет царствование без
врага, и об этом первом воскресении, которое совершается
ныне, упомянутая выше книга говорит следующее. Сказав,
что диавол связан на тысячу лет и потом освободится на
короткое время, и вкратце упомянув вслед за тем, что в
течение этих тысячи лет будет делать церковь или что
будет в ней делаться, книга говорит: "И увидел я престо­
лы и сидящих на них, которым дано было судить" (Апок.
XX, 4). Эта речь не о последнем суде; нужно разуметь
те престолы председателей и тех самых председателей,
которыми Церковь управляется в настоящее время. Под
данным же судом ничего лучшего нельзя разуметь, кроме
сказанного: "Что вы свяжете на земле, то будет связано
на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено
на небе" (Мф. XVIII, 18). Почему и апостол говорит:
"Что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы суди­
те?" (I Кор. V, 12). "И души, — продолжает, — обез­
главленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие"
(Апок. XX, 4); подразумевается то, о чем она скажет пос­
ле — о воцарении с Иисусом на тысячу лет; души
разумеются мучеников, не получившие еще обратно своих
тел. Ибо души благочестивых умерших не отделяются от
Церкви, которая и в настоящее время представляет собой
царствие Христово. В противном случае память о них не
совершалась бы в общении тела Христова; не приносило
393