Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/392"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Церкви же будут собирать жнецы и те плевелы, которым
Он дозволил расти вместе с пшеницей, о чем, поясняя,
Он говорит: "Жатва есть кончина века, а жнецы суть
Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают,
так будет и при кончине века сего: пошлет Сын Чело­
веческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все
соблазны" (Мф. XIII, 39 — 41). От того ли царства собе­
рут, в котором соблазнов нет? Очевидно, соберут от этого
царства, которое представляет из себя здесь Церковь.
Говорит Он также: "Кто нарушит одну из заповедей сих
малейших и научит так людей, тот малейшим наречется
в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот вели­
ким наречется в Царстве Небесном" (Мф. V, 19). И того
и другого, и не исполняющего на деле заповедей, которым
научает, ибо нарушать — значит не соблюдать, не испол­
нять на деле; и того, который исполняет на деле и так
учит, Он представляет в царствии небесном, но первого
малейшим, а второго великим. И продолжая речь, при­
бавляет: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не
превзойдет праведности книжников и фарисеев (т. е . не
будет выше праведности тех, которые нарушают то, чему
учат. Ибо о книжниках и фарисеях Он говорит в другом
месте: "Они говорят, и не делают" (Мф. XXIII, 3); итак,
если праведность ваша не превзойдет их в том смысле,
что вы не будете нарушать, но будете на деле исполнять
то, чему учите), то вы не войдете в Царство Небесное"
(Мф. V, 20). В том, следовательно, смысле нужно пони­
мать то царствие небесное, в котором они представляются
оба, но первый — малейшим, а последний — великим.
Где существует тот и другой род людей, там Церковь та­
кова, какова она в настоящее время; а где будет только
один последний род, там Церковь такова, каковою она
будет в то время, когда злого в ней не будет.
Следовательно, и в настоящее время Церковь есть цар­
ствие Христово и царствие небесное. Поэтому и в настоя­
щее время святые Его царствуют с Ним, хотя иначе, чем
будут царствовать тогда; не царствуют с Ним только
плевелы, хотя и растут в Церкви вместе с пшеницей. Ибо
царствуют с Ним те, которые исполняют, что говорит
392