Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/391"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
в среде всех народов из сильных и слабых церковь будет
размножаться так, что, укрепившись верою при виде испол­
нения на деле свыше предсказанных событий, в состоя­
нии будут похищать вещи и у развязанного. Как следует
признать, что любовь многих охладеет, когда умножится
беззаконие (Мф. XXIV, 12), и что многие, которые не
записаны в книгу жизни, поддадутся необычным и ве­
личайшим преследованиям и обманам диавола, на ту пору
освобожденного, так же следует думать, что не только те,
которых время не застанет добрыми и верными, но и не­
которые из тех, которые еще будут вне Церкви, через
внимательное с помощью благодати Божией изучение Пи­
саний, предсказавших среди прочего и сам этот конец,
наступление которого они почувствуют, окажутся более
твердыми для того, чтобы победить диавола и не связан­
ного. Если это будет так, то нужно сказать, что наложение
уз предшествовало для того, чтобы расхищение произво­
дилось и в то время, когда он был связан, и в то, когда
развязан; потому что об этом сказано: "Никто, вошед в
дом сильного, не может расхитить вещей его, если преж­
де не свяжет сильного".
Глава IX
Пока диавол в продолжение тысячи лет связан, святые,
несомненно, царствуют со Христом в эти самые тысячу
лет, т. е . царствуют уже и в это время Его первого при­
шествия. Если бы, независимо от того царствования, о
котором Христос скажет в конце: "Приидите, благосло­
венные Отца Моего, наследуйте Царство" (Мф. XXV, 34),
святые Его, которым Он говорит: "Я с вами во все дни
до скончания века" (Мф. XXVIII, 20), не царствовали уже
с Ним ныне некоторым иным, хотя и далеко не равным
образом, то церковь Его, конечно, не называлась бы уже
теперь Его царством или царством небесным (Мф. XIII,
52). В настоящее, конечно, время научается в царствова­
нии небесном тот книжник, выносящий из сокровищницы
своей новое и старое, о котором мы говорили выше. От
391