Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/390"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
лой, примет ли кто-нибудь веру, который прежде ее не
содержал? Каким образом сохранит в таком случае свою
силу сказанное: "Никто, вошед в дом сильного, не может
расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного"?
Изречение это, по-видимому, заставляет нас предположить,
что в то малое время никто не вступит* в ряды народа
христианского и что диавол будет сражаться с теми, кого
уже застанет христианами; и если из последних кто-ни­
будь, будучи побежден, перейдет на его сторону, таких не
следует считать в предопределенном числе сынов Божиих.
Ведь не напрасно тот же апостол Иоанн, который напи­
сал Апокалипсис, говорит в своем послании о некоторых:
"Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы
они были наши, то остались бы с нами" (I Иоан. II, 19).
Но что будет с маленькими детьми? В высшей степени
невероятно, чтобы то время не застало между детьми хрис­
тиан только что рожденных и еще не крещенных младен­
цев, чтобы и в сами те дни никто более не рождался,
или, если такие будут, чтобы родители их тем или иным
способом не приводили их к купели возрождения. Если
же это будет, то каким образом у диавола, уже развязан­
ного, будут похищаться эти вещи, когда никто не может
войти в дом его, чтобы похитить его вещи, не связав
прежде его самого? Но гораздо с большею вероятностью
можно думать, что не будет в то время недостатка ни в
отпадающих от церкви, ни в обращающихся к церкви;
причем, как родители в отношении крещения своих ма­
люток, так и те, которые имеют тогда впервые уверовать,
будут настолько мужественны, что победят оного сильного
и не связанного, т. е . когда он будет строить козни и
нападать со всеми силами, какими прежде никогда не
располагал, предусмотрительно поймут и терпеливо пере­
несут; и, таким образом, будут похищены у него и не
связанного. От этого не потеряет своей истины и приве­
денное евангельское изречение: "Никто, вошед в дом
сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не
свяжет сильного". Ибо, по буквальному смыслу изрече­
ния, указанный в нем порядок сохранится; сперва сильный
связан, и по расхищении у него вещей долго и повсюду
390