Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/389"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
искушать святых, хотя удалил его от их внутреннего чело­
века, в котором живет вера в Бога, чтобы нападения его,
имея внешний характер, приносили им пользу; связал же
его в его же сторонниках для того, чтобы тех бесчислен­
ных слабых, которыми должна была умножаться и напол­
няться Церковь, он, изливая и упражняя всю силу злобы
своей, одних, имевших уверовать, других, уже уверовавших,
первых не отвратил от веры благочестия страхом, последних
не лишил мужества; а освободил его под конец для то­
го, чтобы град Божий увидел, какого сильного противни­
ка победил он во славу своего Искупителя, Помощника
и Освободителя. Что же после этого мы по сравнению с
теми святыми и верными, которые будут в то время? Для
испытания их получит свободу такой враг, с которым мы,
когда он связан, боремся с великими опасностями! Впро­
чем, и в этот промежуток времени, без всякого сомнения,
были и есть некоторые воины Христовы до такой степени
мудрые и мужественные, что если бы жили в этой смерт­
ности и в то время, когда диавол получит свободу, муд­
рейшим образом предусмотрели бы и с величайшим тер­
пением выдержали бы все его козни и нападения.
Узы же эти не только были наложены на диавола в
то время, когда Церковь, вышедшая за пределы Иудеи,
стала распространяться между новыми и новыми народа­
ми, они наложены теперь и будут наложены до конца
века, при котором диавол получит свободу. Ибо и в
настоящее время люди обращаются к вере из неверия, в
котором он их держал, и будут, без всякого сомнения,
обращаться до самого упомянутого конца. В отношении
к каждому из них оный сильный непременно связывает­
ся в то время, когда кто-нибудь, как его вещь, у него
похищается. И пропасть, в которой он заключен, не
уничтожилась со смертью тех, которые жили в то время,
когда началось его заключение; их заступили, рождаясь,
другие, и пока не окончится этот век, их будут заступать
ненавистники христиан, в слепом и мрачном сердце ко­
торых он будет заключен, как в бездне. Но возникает
вопрос: в эти последние три года и шесть месяцев, когда
освобожденный диавол будет свирепствовать со всею си-
389