Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/388"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
к окончательному суду; привести это свидетельство я счел
нужным в настоящем случае для того, чтобы кто-нибудь
не подумал, будто в тот краткий период времени, на
который получит свободу диавол, Церкви на этой земле
не будет, так что освободившийся диавол или уже не
найдет ее здесь, или истребит, употребив всякого рода
преследования. Итак, на все то время, какое обнимает
упомянутая книга, т. е. начиная от первого пришествия
Христова до конца века, когда будет Его второе пришест­
вие, диавол связан будет не так, чтобы эти самые узы
препятствовали ему в тот промежуток времени, который
называется тысячью лет, обольщать Церковь; хотя он
никоим образом не обольстит ее и после своего освобож­
дения. Ведь если бы быть связанным значило для него
не иметь возможности и дозволения обольщать, то что
бы означало его освобождение, как не получение возмож­
ности и дозволен я обольщать? Но да не будет этого;
заключение диавола в узы значит недозволение ему про­
изводить искушения во всем объеме, какой он может дать
им посредством силы или коварства для обольщения лю­
дей, то насильственно принуждая, то обманом привлекая
их на свою сторону. Если бы ему это было дозволено на
такое продолжительное время и при таком малодушии
большинства, то очень многих таких, которых желает
предохранить от этого Бог, он заставил бы пасть и не
допустил бы уверовать; чтобы он не сделал этого, он
заключен в узы.
Будет же он освобожден тогда, когда и времени будет
мало, потому что всеми своими силами и силами своих
сторонников он будет свирепствовать, по словам Писания,
в течение трех лет и шести месяцев; и когда те, с которы­
ми ему придется вести войну, будут таковы, что подобное
нападение столь великой рати их не сломит. Но если бы
он никогда не получил свободы, его злобное могущество
не обнаружилось бы в достаточной степени, не было бы
испытано в достаточной мере преданнейшее терпение свя­
того града; да и не уяснилось бы достаточно то, как пре­
красно его великою злобой воспользовался Всемогущий.
Ибо Всемогущий не вовсе пресек для него возможность
388