Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/387"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
иногда встречается в Писаниях, например, в псалме: "Так
очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует
нас" (Пс. СХХН, 2), не в том, конечно, смысле, будто
когда помилует, очи рабов Господних не будут к Господу
Богу их; или, вернее, порядок слов таков: "И заключил
его, и положил над ним печать, доколе не окончится
тысяча лет"; а промежуточные слова: "Дабы не прельщал
уже народы", представляют собою вставку, не стоящую в
зависимости от занимаемого ею места, а имеющую отдель­
ный смысл, как бы она была прибавлена после; так что
все изречение могло бы быть изложено так: "И заключил
его, и положил над ним печать, доколе не окончится
тысяча лет, дабы не прельщал уже народы", т. е. для того
заключил, пока окончится тысяча лет, чтобы он уже не
прельщал народы.
Глава VIII
"После же сего, — говорит, — ему должно быть
освобожденным на малое время" (Апок. XX, 3). Если быть
связанным и заключенным для диавола значит не иметь
возможности обольстить Церковь, то освобождение его не
то ли значит, что он будет иметь эту возможность? Отнюдь.
Никогда не обольстит он Церкви, предназначенной и из­
бранной от создания мира, о которой сказано: "Познал
Господь Своих" (II Тим. II, 19). И однако же Церковь
эта будет здесь и в то время, когда получит свободу
диавол, как была здесь со времени своего учреждения и
будет все время в тех членах своих, которые, рождаясь,
заступают место умирающих. Ибо немного ниже он гово­
рит, что освобожденный диавол увлечет обольщенные им
по всему свету народы в войну против нее, и что число
врагов этих будет как песок морской. "И вышли на широ­
ту земли и окружили стан святых и город возлюбленный.
И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол,
прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где
зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки
веков" (Апок. XX, 8 — 10). Но последнее относится уже
387