Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
по моему мнению, значит то, что он хотел оставить в
тайне, кто принадлежит и кто не принадлежит к части
диавола. Ведь в настоящем веке это совершенно скрыто;
падет ли, кто, по-видимому, стоит, и встанет ли, кто
представляется лежащим, остается неизвестным. Наложе­
нием же печати и заключением диавол* удерживается и
устраняется от обольщения тех принадлежащих Христу
народов, которые обольщал или которые держал в своей
власти прежде. Ибо их избрал Бог прежде создания мира,
чтобы исхитить из власти тьмы и поставить в Царство
возлюбленного Сына Своего, как говорит апостол (Еф. I,
4; Колос. I, 13). Ведь кто из верующих не знает, что
диавол обольщает и увлекает за собой в вечную казнь
народы и в настоящее время, но только те, которые не
предназначены к вечной жизни?
То обстоятельство, что он часто обольщает и тех,
которые, будучи уже возрождены во Христе, вступают на
путь Божий, также не должно смущать. Ибо "познал
Господь Своих" (II Тим. II, 19): из этих никого он не
увлечет в вечное осуждение. Господь знает их как Бог,
от Которого не укрывается ничто и из будущего, а не
как человек, который в настоящем человека видит (если
только видит того, чье сердце не видит), а каким будет
после, — не видит и себя самого. Итак, диавол связан
и заключен в бездну для того, чтобы не обольщал он уже
народы, из которых состоит Церковь, и которых, оболь­
щенных, держал в своей власти прежде, пока Церкви не
было. Ибо не сказано: "Да не прельстит кого-либо", но:
"Дабы не прельщал уже народы", под которыми он, без
всякого сомнения, разумел Церковь. Говорит: "Доколе не
окончится тысяча лет", т. е. или то, что остается еще от
шестого дня, состоящего из тысячи лет, или все годы,
которые остается еще прожить в этом веке.
Не следует эти слова: "Дабы не прельщал уже народы,
доколе не окончится тысяча лет" понимать и в том смыс­
ле, будто потом он будет прельщать только те народы,
из которых состоит предопределенная Церковь, от прельще­
ния которых он удержан оковами и заключением. В дан­
ном случае или употреблен тот способ выражения, который
386