Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
двояким образом: или что это совершается в остальные
годы тысячелетия, т. е . в тысячелетие шестое, как бы в
шестой день, последние часы которого проходят в насто­
ящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота,
т. е. не имеющий конца покой святых; так что тысячью
лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века
часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ
выражения, по которому часть называется именем целого;
или же тысячью лет он назвал все остальные годы этого
века, так что совершенным числом обозначается полнота
времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа
десять. Десять, взятые десять раз, дают сто; получается
фигура квадратная, но плоская. Чтобы она получила высо­
ту и сделалась полной, сто умножается снова на десять,
и получается тысяча. Иногда даже сто употребляется для
обозначения всей совокупности чего-либо, как в том слу­
чае, когда Господь дает обетование оставившему все и
последовавшему за ним, говоря: "Получит во сто крат"
(Мф. XIX, 29; Марк. X, 30); как бы поясняя это, апос­
тол говорит: "Мы ничего не имеем, но всем обладаем"
(II Кор. VI, 10). Тем более для обозначения совокупнос­
ти всего употребляется тысяча, которая представляет собой
полноту десятичной квадратуры. Лучшего толкования нель­
зя дать и тому выражению, которое читается в псалме:
"Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в
тысячу родов" (Пс. CIV, 8), т. е. во все роды.
"И низверг его, — говорит, — в бездну, и заключил
его". Последним именем (бездна) обозначается бесчислен­
ное множество нечестивых, сердца которых слишком без­
мерны в злобе против церкви Божией. "Заключил" туда
говорится не потому, чтобы там диавола прежде не было,
а потому, что, будучи устранен от верующих, он стал си­
льнее владеть нечестивыми. Ибо тот находится в большей
власти диавола, кто не только отчужден от Бога, но и
без всякого повода и основания ненавидит служащих Богу.
"И заключил его, и положил над ним печать, дабы не
прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет";
т. е. принял меры, чтобы он не мог выйти, т. е. преступать
запрещенное. Прибавка же: "И положил над ним печать",
385