Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/384"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
был сотворен человек и в наказание за великий свой грех
низвергнут из райского блаженства в бедствия настоящей
смертности; так что соответственно словам Писания: "У
Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как
один день" (II Пет. III, 8), когда исполнится шесть тысяч
лет, равняющихся шести дням, последует* как бы седьмой
день субботы в виде последних тысячи лет, с воскресением,
т. е. для празднования этой субботы, святых. Мнение это
могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы
предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь
некоторые духовные радости от присутствия Господня. Не­
когда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают,
что воскресшие в то время будут предаваться самым
неумеренным плотским пиршествам, на которых будет
столько пищи и питья, что они не только не будут
соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого
неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому
поверить не может. Духовные же называют их, верящих
этому, греческим именем х^о-а*^
переведя это название
буквально, мы можем называть их тысячниками. Вдавать­
ся в особое опровержение их было бы долго; скорее, мы
должны в настоящем случае показать, как следует понимать
это место Писания.
Сам Господь Иисус Христос говорит: "Никто, вошед
в дом сильного, не может расхитить вещей его, если
прежде не свяжет сильного, — и тогда расхитит дом его"
(Марк. III, 27). Под именем сильного Он дает разуметь
диавола, потому что диавол в силах был удержать в пле­
ну род человеческий; под вещами же его, которые имел
расхитить, дает разуметь будущих верных Своих, которых
тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому
сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апо­
стол видел в Апокалипсисе "Ангела, сходящего с неба,
который имел ключ от бездны и большую цепь в руке
своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть
диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет" (Апок. XX,
I, 2), т. е . устранил и ограничил его власть обольщать и
держать в своих руках тех, которых ожидало освобожде­
ние. Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься
384