Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
допускающее впасть во вторую смерть; другое — второе,
которого ныне нет, но которое будет в конце века, и
будет оно воскресением не душ, а тел, и на последнем
суде отведет в удел одним вторую смерть, другим жизнь,
не имеющую смерти.
Глава VII
Об этих двух воскресениях тот же евангелист Иоанн
в книге, называемой Апокалипсис, говорит так, что первое
из них, будучи некоторыми из наших непонято, обратилось
как бы в своего рода смешные басни. Говорит апостол
Иоанн в упомянутой книге: "И увидел я Ангела, сходящего
с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь
в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который
есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и
низверг его в бездну, и заключил его, и положил над
ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не
окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть
освобожденным на малое время. И увидел я престолы и
сидящих на них, которым дано было судить, и души обез­
главленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие,
которые не поклонились зверю, ни образу его, и не
приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они
ожили и царствовали со Христом тысячу лет: прочие же
из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий
участие в воскресении первом: над ними смерть вторая
не имеет власти, но они будут священниками Бога и
Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Апок.
XX,1—6).
Пришедшие на основании этих слов Апокалипсиса к
заключению, будто первое воскресение будет телесным,
остановили, между прочим, особое внимание на числе
тысяча, найдя в нем указание на то, что якобы у святых
надлежало таким образом быть своего рода субботствова-
нию в продолжении такого периода времени в виде святого
покоя после трудов шести тысяч лет с того времени, как
13 Зак. 3601
383