Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, нахо­
дящиеся в фобах, услышат глас Сына Божия, и изыдут
творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в
воскресение осуждения" (Иоан. V, 28, 29). Это тот суд,
который Он назвал несколько прежде, говоря: "Слушаю­
щий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет
жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти
в жизнь" (Иоан. V, 24), т. е . участвуя в первом воскресе­
нии, которым ныне совершается переход от смерти к жиз­
ни, он не будет подлежать осуждению, которое Он обоз­
начил словом "суд". Пусть же, следовательно, воскресает
в первое воскресение тот, кто не желает подвергнуться
осуждению во второе воскресение. Ибо "наступает время,
и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия
и услышавши оживут", т. е . не подпадут осуждению,
которое называется второй смертью; в эту вторую смерть,
после второго, имеющего быть телесным, воскресения,
низвергнутся те, кто в первое воскресение, которое есть
воскресение душ, не воскрес. "Наступает время (теперь
не говорит: "И настало уже"; потому что оно наступит в
конце века, т. е. на последнем и великом суде Божием),
в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына
Божия, и изыдут". Не сказал, как о первом воскресении:
"И услышавши оживут". Ибо не все оживут тою жизнью,
которая, поскольку она блаженна, одна должна носить
название жизни. Конечно, слышать и изойти из гробов
при воскресении плоти не могут без какой бы то ни было
жизни. Но почему не все оживут, Он учит в последую­
щих словах, говоря: "Делавшие зло (изыдут) в воскресе­
ние осуждения",— это те, которые не оживут, потому что
умрут второю смертью. Сотворили они зло потому, что
худо жили; а жили худо потому, что в первое, соверша­
ющееся ныне воскресение душ не ожили, или ожив, не
пребыли в том до конца. Итак, как есть два пакибытия
(возрождения), о которых я говорил выше, одно — верою,
которое совершается ныне через крещение, а другое —
по плоти, которое будет в нетлении и бессмертии на
великом и последнем суде, так есть и два воскресения,
одно, которое есть и теперь, есть воскресение душ, не
382