Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/381"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
душ. Ибо и души имеют свою смерть в нечестии и грехах;
они мертвы этой смертью. Это о них тот же Господь го­
ворит: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"
(Мф. VIII, 22), т. е. чтобы мертвые в душе погребали
мертвых телом. Итак, имея в виду этих мертвых в душе
нечестием и неправдой, Он говорит: "Наступает время, и
настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и
услышавши оживут". Сказал "услышавши", т. е . послушав­
шись, уверовав и пребывши непоколебимыми до конца.
На этот раз Он не сделал никакого различия между
добрыми и злыми. Ибо для всех благо услышать Его голос
и ожить, переходя к жизни благочестия от смерти нечестия.
Об этой смерти говорит апостол Павел: "Если один умер
за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы
живущие уже не для себя жили, но для умершего за них
и воскресшего" (II Кор. V, 14, 15). Итак, умерли все, не
исключая никого, во грехах, первородных ли то, или до­
бавленных волей, по неведению или сознательно, или по
неисполнению того, что требуется справедливостью; и за
всех этих мертвых умер один живой, т. е . не имеющий
никакого греха, чтобы получившие жизнь через отпущение
грехов жили уже не для себя, но для Того, Кто умер за
всех по причине грехов наших и воскрес ради оправдания
нашего, чтобы веруя в Него, оправдывающего нечестивого,
мы, оправдавшись от нечестия, как бы ожившие от смерти,
могли участвовать в первом воскресении, которое совер­
шается ныне. В этом первом воскресении участвуют толь­
ко те, которые имеют быть блаженными вечно; во втором
же, последующем за этим, по словам Его, будут участвовать
и блаженные, и несчастные. Первое — дело милосердия,
второе — суда. Потому-то в псалме и написано: "Милость
и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь" (Пс. С, 1).
Переходя к этому суду, Он вслед за тем говорит: "И
дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть
Сын Человеческий" (Иоан. V, 27). Здесь Он показыва­
ет, что придет судить в той же плоти, в которой прихо­
дил, чтобы быть судимым. С этой целью Он употребля­
ет выражение: "Потому что Он есть Сын Человеческий".
И вслед за словами, которые мы привели, говорит: "Не
381