Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/380"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как
сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то
сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую
сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. XXV, 31 —
41). Далее Он подробнейшим же образом^перечисляет им,
чего они не сделали, что, по словам Его, сделали правые.
На подобный же вопрос их, когда они видели Его нуж­
дающимся в том, Он отвечает, что несделанное меньшим
братьям Его, не сделано Ему; и заключая речь свою,
говорит: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную" (Мф. XXV, 46). Евангелист же Иоанн
повествует, что Он предсказал, что суд имеет быть по
воскресении мертвых. Ибо сказав: "Отец и не судит нико­
го, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как
чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца,
пославшего Его", он тотчас же прибавил: "Истинно, ис­
тинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не при­
ходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан. V, 22 —
24). Здесь Он сказал, что верные Его не придут на суд.
Каким же образом они по суду будут отделены от злых
и станут по правую от Него сторону? Очевидно, что в
этом месте Он употребил слово "суд" вместо слова "осуж­
дение". В такой суд, действительно, не придут те, которые
слушают слово Его и веруют в Пославшего Его.
Глава VI
Продолжая, Он говорит: "Истинно, истинно говорю
вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат
глас Сына Божия и услышавши оживут. Ибо, как Отец
имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь
в Самом Себе" (Иоан. V, 25, 26). Он не говорит еще о
втором воскресении, т. е . о воскресении тел, но говорит
о первом, которое совершается ныне, чтобы отличить
именно последнее. Он употребляет выражение: "Наступает
время, и настало уже", но это — воскресение не тел, а
380