Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/378"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
изобразил его самим делом и предсказал, что он имеет
быть в конце века.
Он же говорил ученикам своим: "Истинно говорю вам,
что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда
сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете
и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен
Израилевых" (Мф. XIX, 28). Здесь мы узнаем, что Иисус
будет судить вместе со своими учениками. Почему и в
другом месте Он сказал иудеям: "И если Я силою веель-
зевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою
изгоняют? Посему они будут вам судьями" (Мф. XII, 27).
На том основании, что Он говорит только о двенадцати,
имеющих воссесть на престолы, мы не должны думать,
будто с Ним будут судить только двенадцать человек. Чис­
лом двенадцать обозначена известная совокупность всех
судящих по причине двух частей числа семь, которым
обыкновенно обозначается совокупность всего: эти две
части, т. е. три и четыре, умноженные одна на другую,
дают двенадцать. Ибо и четырежды три, и трижды четы­
ре — двенадцать. Возможна, впрочем, и другая причина,
достаточно уясняющая употребление этого числа двенад­
цать. Но при буквальном понимании его, после того, как
мы читаем о поставлении на место Иуды-предателя апос­
толом Матфея (Деян. I, 26), апостол Павел, который более
всех потрудился (I Кор. XV, 10), не имел бы престола
для суда; а между тем он прямо указывает, что вместе с
другими святыми и сам принадлежит к числу судей, когда
говорит: "Разве не знаете, что мы будем судить ангелов"
(I Кор. VI, 3). Такая же несообразность при буквальном
понимании числа двенадцати была бы и в применении к
имеющим подлежать суду. Из того, что сказано "судить
двенадцать колен Израилевых" не следует, будто колено
Иуды, которое по числу тринадцатое, не будет ими судимо,
или что они будут судить только этот народ, но не все
остальные. А говоря "в пакибытии", Он давал разуметь
под именем пакибытия воскресение мертвых. Ибо наша
плоть так же возродится нетлением, как возрождена душа
наша верою.
378