Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/377"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава V
Итак, укоряя города, в которых Он явил великие си­
лы, но которые не уверовали, и ставя выше их инопле­
менников, сам Спаситель говорит: "Тиру и Сидону отрад­
нее будет в день суда, нежели вам" (Мф. XI, 22). И нес­
колько ниже говорит другому городу: "Земле Содомской
отраднее будет в день суда, нежели тебе" (Мф. XI, 24).
Здесь Он очевиднейшим образом предсказывает будущий
день суда. И в другом месте Он говорит: "Ниневитяне
восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они
покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше
Ионы. Царица Южная восстанет на суд с родом сим и
осудит его, ибо она приходила от пределов земли послу­
шать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соло­
мона" (Мф. XII, 41, 42). Две вещи узнаем мы из этих
слов: то, что настанет суд, и то, что он настанет с вос­
кресением мертвых. Ибо говоря о ниневитянах и о царице
Южной, он говорил, несомненно, об умерших; однако
предсказал, что они восстанут в день суда. А сказал
"осудят" не потому, чтобы они сами судили, но потому,
что по сравнению с ними те будут достойно осуждены.
Еще в другом месте, говоря о смешении в настоящее
время добрых и злых и о разделении их впоследствии, в
день суда, Он привел притчу о посеве пшеницы и о
посеве на нее плевел. Объясняя эту притчу ученикам
своим, Он сказал: "Сеющий доброе семя есть Сын Че­
ловеческий; поле есть мир; доброе семя, это — сыны
Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший
их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть
Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают,
так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человечес­
кий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблаз­
ны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники восси­
яют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши
слышать, да слышит!" (Мф. XIII, 37 — 43). Хотя суда
или дня суда Он здесь не назвал, но достаточно ясно
377