Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ибо кто не есть этот (хранитель), тот суть ничто, так как
он не преображается по образу истины, а остается в
подобии суеты. "Ибо всякое дело", т. е . все, что делается
человеком в этой жизни, "Бог приведет на суд, и все
тайное, хорошо ли оно, или худо", т. е. на суд над всем,
что казалось здесь презренным и потому^не обращало на
себя внимания. Ибо Бог и это видит, и этого не презира­
ет, и не обходит его Своим судом, когда судит.
Глава IV
Итак, из свидетельств священного Писания об этом
последнем суде Божием, которые я предположил изло­
жить, следует привести сперва свидетельства книг Нового,
а потом и Ветхого завета. Хотя Ветхий предшествует по
времени, Новый, однако же, должен предпочитаться ему
по достоинству; ибо тот Ветхий был предвозвестником
этого Нового. Новый поэтому будет изложен прежде, а
для большего подтверждения приведугся и древние (сви­
детельства). К Ветхому относятся Закон и Пророки, к
Новому — Евангелие и апостольские послания. Апостол
же говорит: "Законом познается грех. Но ныне, независимо
от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельст­
вуют закон и пророки. Правда Божия чрез веру в Иисуса
Христа во всех и на всех верующих" (Рим. Ill, 20 — 22).
Эта правда Божия относится к Новому завету и имеет
свидетельство о себе в ветхих книгах, т. е . в Законе и
Пророках. Итак, прежде должно быть изложено само дело,
а потому взяты показания от свидетелей. Показывая, что
именно этот порядок следует соблюдать, сам Иисус Хрис­
тос говорит: "Книжник, наученный Царству Небесному,
подобен хозяину, который выносит из сокровищницы сво­
ей новое и старое" (Мф. XIII, 52). Он не сказал: "старое
и новое", что сказал бы непременно, если бы не желал
отдать предпочтение достоинству перед временем.
376