Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
временные бедствия служили бы или наказанием за их
какие-либо большие или малые грехи, или упражнением
для их добродетелей. Теперь же, когда не только добрые
терпят бедствия, а злые благоденствуют, что представляется
несправедливым, но когда очень часто бывает и так, что
злые терпят бедствия, а добрые достигают благосостоя­
ния, — судьбы Божий делаются еще более непостижи­
мыми, и пути Его — неисследимыми (Рим. XI, 33).
Итак, хотя мы не знаем, по какому суду делает или
допускает это Бог, у Которого высочайшая сила, высо­
чайшая мудрость и высочайшая правда, и у Которого нет
слабости, нет неосмотрительности и нет неправды, однако
мы спасительно научаемся не придавать большого значения
тем благам или злу, которые видим общими и добрым,
и злым, а искать тех благ, которые исключительно принад­
лежат добрым, и избегать тех зол, которые составляют ис­
ключительную принадлежность злых. Когда же мы явимся
на этот Божий суд, время которого по преимуществу
называется днем суда, а иногда днем Господним, тогда
обнаружится высшая степень справедливости не только
того суда, который будет изречен в то время, но и того,
который был изрекаем от начала, и того, который будет
изрекаться до того времени. Там также обнаружится, как
справедлив суд Божий и в том отношении, что в настоящее
время столь многие, даже почти все справедливые суды
Божий укрываются от чувства и понимания смертных;
хотя, впрочем, в этом деле от веры благочестивых не
укрывается, что это сокровенное — справедливо.
Глава III
Соломон, например, мудрейший царь израильский, цар­
ствовавший в Иерусалиме, так начал книгу, которая на­
зывается книгой Екклесиаста и помещается иудеями в
канон священных книг: "Суета сует, сказал Екклесиаст,
суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех
трудов его, которыми трудится он под солнцем?'* (Еккл.
I, 2, 3). Развивая эту мысль в применении ко всему
374