Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/373"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава II
В настоящее же время мы учимся и зло переносить
равнодушно, так как его терпят и добрые, и благам не
придавать большого значения, так как ими пользуются и
злые. Поэтому божественное учение оказывается спаситель­
ным и при настоящих обстоятельствах, когда божественная
справедливость не проявляется с очевидностью. Ибо мы
не знаем, по какому Божию суду тот добрый человек
беден, а этот злой — богат; тот, кто за свои развратные
нравы, по нашему мнению, должен был бы терзаться
скорбями, радуется, а этот, чья похвальная жизнь должна
была бы приносить радости, терпит огорчения; невин­
ный выходит из суда не только не отмщенным, но и
осужденным, не имея сил бороться с неправдой судьи или
опровергнуть ложные свидетельства, а злодей, его против­
ник, наоборот, не только безнаказанным, но и торжествую­
щим над ним; нечестивый пользуется отменным здоро­
вьем, благочестивый изнывает в расслаблении; разбойни­
чают юноши самого превосходного здоровья, а кто не мог
оскорбить кого-либо и словом, тот подвергается разного
рода жестоким болезням; ранняя смерть уносит полезных
для человечества детей, а кому, казалось бы, не следовало
и родиться, тот живет сверх меры долго; обремененный
преступлениями окружен общественным уважением, а че­
ловека безупречного скрывает мрак неизвестности, и так
далее; кто соберет или перечислит все подобные явления?
Будь в этих явлениях, при самой их как бы нелепости,
определенное постоянство, так, чтобы в этой жизни, в
которой "человек, — по выражению священного псал­
ма, — подобен дуновению; дни его — как уклоняю­
щаяся тень" (Пс. CXLIII, 4), преходящими и земными
благами пользовались только злые, а зло терпели лишь
добрые, — это можно было бы отнести к справедливому
и даже благосклонному суду Божию; для тех, которые не
имеют наследовать благ вечных, дающих блаженство, бла­
га преходящие и земные служили бы или соблазном,
соответственно их злобе, или утешением, по милосердию
Божию; а для тех, которым вечные мучения не угрожают,
373