Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/372"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
людей. Не без Его же высокого и справедливого суда,
как в воздушных пространствах неба, так и на земле,
переполнена заблуждениями и скорбями несчастнейшая
жизнь и демонов, и людей. Да если бы никто и не со­
грешил, не без благого и праведного суда Он удерживал
бы в блаженном состоянии всю вообще разумную тварь,
питающую неизменную привязанность к Нему, как к
своему Господу.
Судит Он, притом, не только всеобщим образом, карая
демонский и человеческий род нечестием соответственно
тяжести первых грехов, но судит Он и личное дело каждо­
го, совершаемое по произволу воли. Ибо и демоны молят­
ся, чтобы не терпеть мучений (Мф. VIII, 29); и когда им
оказывается пощада или каждый из них терпит мучения
соответственно своему непотребству, это во всяком случае
бывает без нарушения справедливости. И люди, большею
частью открыто, тайным же образом — всегда, несут за
свои дела божественные наказания, в этой ли жизни, или
после смерти; хотя ни один человек не поступает надле­
жащим образом без содействия божественной помощи, ни
один демон и ни один человек не поступает несправедливо,
если это не бывает попущено ему тем же справедливейшим
божественным судом. Ибо, как говорит апостол, нет не­
правды у Бога (Рим. IX, 14). И как тот же апостол говорит
в другом месте: "Непостижимы судьбы Его и неисследимы
пути Его" (Рим. XI, 33).
Итак, в настоящей книге я буду говорить не о тех
первых, и не об этих промежуточных Божиих судах, а о
самом последнем суде, насколько Он же будет творить
этот суд, когда придет с неба Христос, чтобы судить
живых и мертвых. Называется он днем суда в собствен­
ном смысле, потому что там уже не останется места для
недоуменных вопросов, почему этот несправедливый че­
ловек счастлив, а тот праведник — несчастен. Ибо тогда
истинное и полное счастье обратится в удел добрых, а
заслуженное и величайшее несчастье — в удел злых.
372